В помощь классному руководителю Духовно-нравственное воспитание

Коллективные творческие дела (КТД), марафоны добрых дел, уроки вежливости являются основными примерами деятельностного подхода в школьной системе воспитания по формированию у обучающихся нравственности и социальных компетенций. Совместное участие в добрых и полезных делах позволяет каждому ребенку проявить лучшие природные качества человека: помощь, милосердие, заботу о слабых и маленьких, родных и одиноких, пожилых и инвалидах. Социальные уроки способствуют тому, что у подростков появляется стремление к социально-значимой деятельности, вырабатывается чувство ответственности, происходит осознание собственных личностных резервов, воспитываются духовно-нравственные ценности.

Предлагаем вниманию педагогов полезные материалы для проведения актуальных занятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся.

Концепция духовно-нравственного воспитания.

Основы православной культуры.

Видеофильмы о добровольчестве и благотворительности.


В 2016/2017 уч. году в календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации и памятным датам и событиям российской истории и культуры, Минобрнауки России включены всероссийские уроки Доброты. Они приурочены к Международному дню толерантности (16 ноября), Международному дню инвалидов (3 декабря) и Международному дню защиты детей (1 июня).

Цель "Уроков Доброты": формирование толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Для проведения указанных уроков сняты три серии учебного видеофильма для обучающихся всех уровней общего образования «Уроки Доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок и разработаны методические рекомендации по проведению урока. Материалы можно найти на сайте Минобрнауки России или по ссылке "Уроки Доброты".

Также можно использовать предыдущие материалы 2015-2016 учебного года.

Рекомендуемые материалы размещены в режиме открытого доступа на официальном сайте Минобрнауки России в разделе новостей от 4 декабря 2015 года. Также непосредственно с нашего сайта можно получить общее представление и ознакомиться с некоторыми ресурсами, которые специально созданы для проведения первого Всероссийского интернета-урока Доброты, посвященного Международному дню инвалидов (3 декабря).

В течение декабря 2015 года Минобрнауки РФ совместно с фондом поддержки слепоглухих Со-единение организует, пропагандирует и продвигает идею о проведении в российских школах различных мероприятий по привлечению внимания ребят к сложностям, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни.

Общая схема проведения социальных уроков
«Знакомимся с людьми, которые не видят и не слышат»

Цель:
1) формирование гуманного отношения и сопереживания к проблемам людей с одновременным нарушением зрения и слуха;
2) повышение информированности о проблемах слепоглухих людей в детской аудитории.


Задачи:
1) создать заинтересовать вопросами помощи людям, имеющим сенсорные нарушения;
2) способствовать разрушению барьеров во взаимодействии с инвалидами.


Оборудование для урока:
1) компьютер, подключенный к проектору и звуковым колонкам; экран для проектора;
2) очки-маски (шарфики или платочки) для глаз – 3-4 шт.;
3) сильно пахнущие продукты с характерным, легко узнаваемым запахов: лимон, апельсин, луковица, чеснок и др. Подготовить 3-4 аромата.
4) Стаканчик с питьевой водой, платочек;
5) Таблицы с Дермографией и Дактилологией.


Интернет-ресурсы:
В рамках первой Всероссийской инициативы, предложенной фондом Со-единение с 18 по 24 декабря 2015 года учителем информатики Ерхалевой М.А. в МБОУ СОШ № 23 проведены социальные уроки по привлечению внимания ребят к сложностям, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни. Данные мероприятия проводились согласно рекомендациям и с использованием материалов, размещенных в режиме открытого доступа на официальном сайте Минобрнауки России в разделе новостей от 4 декабря 2015 года.
Всего в течение акции было проведено 13 уроков, в них участвовало 198 обучающихся. А именно:

  • классный час в 5 А классе (20 участников)
  • 3 урока в 8-х классах (37 участников)
  • 5 уроков в 9-х классах (65 участников)
  • 2 урока в 10-х классах (26 участников)
  • 2 урока в 11-х классах (50 участников)

Так как социальные интернет-уроки Доброты проводились на уроках информатики, то в рамках урока после просмотра видео-материалов, знакомства с азбукой жестов и дермографики, после обсуждения возможных способов оказания помощи, поддержки и взаимодействия, учителем были организованы дополнительные практические работы. В ходе которых обучающимся предлагалось разработать социальные проекты в форме обучающих игр или мультипликаций для детей-инвалидов. Для создания проектов учащимся рекомендовалась учебная алгоритмическая среда Scratch. Проекты, созданные в среде визуального программирования, с одной стороны являются учебными заданиями по предмету ИиИКТ, потому что способствуют формированию умений и развитию навыков в создании алгоритмов и применения ИКТ. Но в то же время Scratch-продукты, созданные в форме игровых пособий, можно использовать для организации обучения и досуга детей с ограничениями по слуху.



Таким образом, на проведенных социальных занятиях с помощью открытых видео-ресурсов и рекомендованных упражнений с азбукой языка общения удалось привлечь внимание обучающихся к жизненным трудностям детей с инвалидностью и смотивировать здоровых ребят на добрые поступки. Социальная мотивация помогла приобрести не только учебные навыки, но и результативный личный опыт по оказанию заботы и созданию социально-полезных продуктов. Учащиеся 5 А класса в результате проведенного занятия Доброты приняли коллективное решение провести в классе Марафон Добрых Дел, проявить заботу и подарить к Новому Году детские игрушки для первоклассников.



У Вас есть возможность познакомиться с некоторыми работами наших учащихся.








Все скрейтч-проекты публикуются в сети на сайте Scratch.mid.edu и доступны по публичным ссылкам. Соответствующие проектам ссылки можно найти в окне комментариев.

3 комментария:

  1. Проект учащихся 11 А класса "Азбука вежливости" создан в форме диалога между мультгероем и пользователем, в ходе которого пользователю предлагается продолжить стихи путем ввода правильного ответа. Игровая и обучающая ситуация рассчитана на детский возраст. Проект опубликован на сайте Scratch по данной ссылке https://scratch.mit.edu/projects/92223709/

    ОтветитьУдалить
  2. Сборник из трёх игр по пожарной безопасности для младших школьников создан учащимися из 11 А класса. Скрейтч-проект размещён на сайте и доступен по адресу https://scratch.mit.edu/projects/92238234/

    ОтветитьУдалить
  3. Игра для детей младшего возраста об окружающем мире создана учащимися 9 А класса. Проект доступен по ссылке https://scratch.mit.edu/projects/92559530

    ОтветитьУдалить